Алина Сергейчук, православный литератор - Летопись возрождения храма Казанской иконы Богоматери на месте ее явления
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости

  • Единорог
  • 06 Август 2019
  • Держу удар, держу характер,
    И жду, когда настанет срок:
    Запечатлеется на карте
    Крылатый зверь единорог, 
    И вдруг купальней Вифездою
    Вскипит житейская вода,
    И Вифлеемскою звездою 
    Бог поведет меня туда,
    Где нет тревоги и печали,
    Где воздух травами пьянит, 
    Где каждый шаг, что был в начале, 
    Христовой Кровию омыт.
     
     
     
  • Читая о святых...
  • 06 Август 2019
  • Никогда мне такою не стать,
    Для чего же мне грезится это?
    Благодать неземного рассвета,
    И молитва, полёту подстать,
    И жестокой цены торжество,
    И победы Креста вдохновенье,
    И небесное Ангелов пенье...
    Для чего? Для чего? Для чего?!
    Мне до первой ступени идти - 
    Лет пятьсот (жизнь такой не бывает),
    А душа вдруг в мечты улетает -
    Это, право, довольно смешно...
    Но, быть может, мне это дано,
    Чтобы я на пути не дремала
    Чтоб, себя же стыдясь, хоть помалу
    Я страстей выводила клеймо.

Объявления

Летопись возрождения храма Казанской иконы Богоматери на месте ее явления

Этим летом произошло событие, знаковое для нашей страны. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил собор Казанской иконы Божией Матери в городе Казани, на месте явления этого чудотворного образа. Проект убранства верхней и нижней церквей величественного храма выполнило и по большей части воплотило в жизнь ХПП Лаврентьевых «Домострой».

Этим материалом мы начинаем повествование о большом пути – работе ХПП Лаврентьевых «Домострой» в соборе Казанской иконы Божией Матери на месте ее обретения. В следующих статьях нам предстоит более подробный рассказ об убранстве верхнего и нижнего храмов собора.

- Алексей Николаевич, сложно представить, что параллельно ХПП Лаврентьевых реализовывало два проекта государственного масштаба: Казанский собор и мозаичное убранство Главного Воинского храма России.

Да. При этом нашим принципом было, чтобы ни один заказчик не чувствовал, что он не единственный: каждый объект был для нас главным. В Казанском соборе мы приступили к работе в 2017 г., 2018-й посвятили созданию проекта. Параллельно уже в 2017 году нами были выполнены 28 мозаик, которые украсили фасады храма. Владыка Феофан, митрополит Казанский, с которым мы сотрудничали на разных объектах с 1995 года, пригласил нас выполнить проект этих панно, а затем воплотить его в жизнь. Мы воссоздали в мозаике те фасадные иконы, фотографии которых сохранились, а взамен недостающих выполнили новые, согласовывая их сюжеты с владыкой. В 2018 году панно были установлены на фасадах. Их утвердила комиссия во главе с митрополитом Феофаном и Президентом республики Татарстан Рустамом Миннихановым, который принимал живое участие в возрождении православной святыни.

 

- Казанский собор это удивительное святое место, ведь Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь России!

- Этот образ можно назвать символом нашей страны, знаком того, что Русь – это дом Пресвятой Богородицы! В судьбе собора сыграла важную роль преподобномученица Елисавета Феодоровна Романова. По ее воле была обустроена нижняя, пещерная церковь. Первый храм на месте обретения Казанской иконы возвели в XVI веке, вскоре после этого события. Примерно тогда  же был основан монастырь, одной из сестер которого стала Матрона – девочка, которой Богоматерь повелела обрести Свой образ. К XVIII веку здание храма обветшало, и в 1798 – 1808 гг. он был отстроен заново архитектором Иваном Ставровым. По проекту этого выдающегося архитектора в Санкт-Петербурге был возведен собор Александро-Невской Лавры. А 100 с небольшим лет спустя, в 1910 году, Казанский собор посетила прмц. Елисавета. Она увидела, что подвалы храма используются в качестве склада, и высказала желание профинансировать обустройство в них церкви – ведь чудотворную икону обрели в земле. Работу поручили архитектору А.В. Щусеву, который проектировал и здания Марфо-Мариинской обители. К 300-летию дома Романовых, которое пышно праздновали в 1913 году, святое место было обустроено. Но, к сожалению, уже в 30-е годы ХХ века прекрасный храм буквально стерли с лица земли. Мы благодарим Бога и Пресвятую Богородицу, Которой принадлежит это место, за честь участвовать в его воссоздании.

- Получается, что ХПП Лаврентьевых воссоздавало в Казанском соборе два совершенно разных интерьера, созданных в разные эпохи, в разных стилистиках?

- Да. Верхний храм – это XVIII век, классицизм, с его строгим великолепием. А нижний – русский модерн: нежный, изысканный. Пещерный храм состоит из двух приделов: главного, посвященного Рождеству Пресвятой Богородицы, и придела обретения Казанской иконы. ХПП Лаврентьевых спроектировало и выполнило интерьеры всех храмов собора. Легче сказать, чего мы не делали: иконостас верхнего храма выполнили другие предприятия, а стенопись мы спроектировали, а воплотили в жизнь художники мастерских Пахомова и МНРХУ. Для верхнего храма мы разработали весь декор, включая золочение, роспись стен и сводов, убранство алтаря со всей утварью, ансамбль киотов и мебели храма, иконы. Чтобы охарактеризовать масштабы работы, отмечу, что только в алтарной части верхнего храма находится несколько десятков единиц изделий, не считая киотов. Нижний храм мы делали полностью, включая иконостасы и иконы. Здесь следует особо отметить активное личное участие председателя Экспертного совета протоиерея Леонида Калинина, который не только оценивал и согласовывал все эскизы и выполненную работу, но и давал важные и ценные рекомендации художникам и проектировщикам. Нельзя также не назвать А. Л. Баталова, зам. дир. Музеев Московского Кремля по научной работе, доктора искусствоведения, профессора, академика Российской Академии художеств, автора замечательных книг о древнерусском зодчестве. Выдающийся ученый и архитектор руководил всеми проектными работами, которые выполнила компания Домострой, по верхнему и Пещерному храмам. Под его руководством был выполнен проект комплексного убранства Собора, включая проект росписи верхнего храма, золочёный лепной декор, ансамбль киотов, убранство алтаря, храмовая мебель и утварь, иконы, два иконостаса и убранство пещерного храма. Огромный его опыт и знания были для нас бесценны.
 

- Убранство нижнего храма соответствует изначальному?

- До нас дошли лишь первоначальные карандашные эскизы А.В. Щусева, окончательных проектов не сохранилось. Пришлось провести большое исследование в архивах Москвы, Казани, Санкт-Петербурга, чтобы воссоздать облик и атмосферу, которые задумывал великий архитектор. Нижняя часть храма была засыпана землей, поэтому в начале его воссоздания были проведены археологические работы, которые позволили отыскать и сохранить остатки фундаментов и стен пещерной церкви. Кстати, были обретены и фрагменты белокаменного фундамента храма XVI века. Тогда же было найдено место обретения Казанской иконы Божией Матери.

- Главный декоративный акцент в интерьере пещерного храма – иконостасы, украшенные серебряной басмой. Как они создавались?

- Нам удалось отыскать рисунки орнаментов, разработанных Щусевым. Художники и искусствоведы ХПП Лаврентьевых на их основе разработали декор иконостасов. Он был выполнен на нашем производстве из серебряной басмы, как это и было изначально, и фрагментарно украшен золочением. Модели орнаментов согласовывались и утверждались искусствоведами Казани и Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви. В результате пещерный храм приобрел практически тот же облик, какой видела прмц. Елисавета.

 

Беседовала Алина Сергейчук

 

 

 


 

Назад к списку