Новости
- Единорог
- 06 Август 2019
- Держу удар, держу характер,И жду, когда настанет срок:Запечатлеется на карте
Крылатый зверь единорог,
И вдруг купальней Вифездою
Вскипит житейская вода,
И Вифлеемскою звездою
Бог поведет меня туда,
Где нет тревоги и печали,
Где воздух травами пьянит,
Где каждый шаг, что был в начале,
Христовой Кровию омыт. - Читая о святых...
- 06 Август 2019
Никогда мне такою не стать,
Для чего же мне грезится это?
Благодать неземного рассвета,
И молитва, полёту подстать,
И жестокой цены торжество,
И победы Креста вдохновенье,
И небесное Ангелов пенье...
Для чего? Для чего? Для чего?!
Мне до первой ступени идти -
Лет пятьсот (жизнь такой не бывает),
А душа вдруг в мечты улетает -
Это, право, довольно смешно...
Но, быть может, мне это дано,
Чтобы я на пути не дремала
Чтоб, себя же стыдясь, хоть помалу
Я страстей выводила клеймо.- Все новости
Объявления
- Авторские права
- 18 Июль 2011
Дорогие друзья!
Если Вы хотите перепечатать что-то из моих произведений - пишите мне на электронный адрес alina_elena@bk.ru - думаю, мы найдем общий язык.
- Все объявления
Летопись возрождения храма Казанской иконы Богоматери на месте ее явления
Этим летом произошло событие, знаковое для нашей страны. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил собор Казанской иконы Божией Матери в городе Казани, на месте явления этого чудотворного образа. Проект убранства верхней и нижней церквей величественного храма выполнило и по большей части воплотило в жизнь ХПП Лаврентьевых «Домострой».
Этим материалом мы начинаем повествование о большом пути – работе ХПП Лаврентьевых «Домострой» в соборе Казанской иконы Божией Матери на месте ее обретения. В следующих статьях нам предстоит более подробный рассказ об убранстве верхнего и нижнего храмов собора.
- Алексей Николаевич, сложно представить, что параллельно ХПП Лаврентьевых реализовывало два проекта государственного масштаба: Казанский собор и мозаичное убранство Главного Воинского храма России.
- Да. При этом нашим принципом было, чтобы ни один заказчик не чувствовал, что он не единственный: каждый объект был для нас главным. В Казанском соборе мы приступили к работе в 2017 г., 2018-й посвятили созданию проекта. Параллельно уже в 2017 году нами были выполнены 28 мозаик, которые украсили фасады храма. Владыка Феофан, митрополит Казанский, с которым мы сотрудничали на разных объектах с 1995 года, пригласил нас выполнить проект этих панно, а затем воплотить его в жизнь. Мы воссоздали в мозаике те фасадные иконы, фотографии которых сохранились, а взамен недостающих выполнили новые, согласовывая их сюжеты с владыкой. В 2018 году панно были установлены на фасадах. Их утвердила комиссия во главе с митрополитом Феофаном и Президентом республики Татарстан Рустамом Миннихановым, который принимал живое участие в возрождении православной святыни.
- Казанский собор это удивительное святое место, ведь Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь России!
- Этот образ можно назвать символом нашей страны, знаком того, что Русь – это дом Пресвятой Богородицы! В судьбе собора сыграла важную роль преподобномученица Елисавета Феодоровна Романова. По ее воле была обустроена нижняя, пещерная церковь. Первый храм на месте обретения Казанской иконы возвели в XVI веке, вскоре после этого события. Примерно тогда же был основан монастырь, одной из сестер которого стала Матрона – девочка, которой Богоматерь повелела обрести Свой образ. К XVIII веку здание храма обветшало, и в 1798 – 1808 гг. он был отстроен заново архитектором Иваном Ставровым. По проекту этого выдающегося архитектора в Санкт-Петербурге был возведен собор Александро-Невской Лавры. А 100 с небольшим лет спустя, в 1910 году, Казанский собор посетила прмц. Елисавета. Она увидела, что подвалы храма используются в качестве склада, и высказала желание профинансировать обустройство в них церкви – ведь чудотворную икону обрели в земле. Работу поручили архитектору А.В. Щусеву, который проектировал и здания Марфо-Мариинской обители. К 300-летию дома Романовых, которое пышно праздновали в 1913 году, святое место было обустроено. Но, к сожалению, уже в 30-е годы ХХ века прекрасный храм буквально стерли с лица земли. Мы благодарим Бога и Пресвятую Богородицу, Которой принадлежит это место, за честь участвовать в его воссоздании.
- Получается, что ХПП Лаврентьевых воссоздавало в Казанском соборе два совершенно разных интерьера, созданных в разные эпохи, в разных стилистиках?
- Убранство нижнего храма соответствует изначальному?
- До нас дошли лишь первоначальные карандашные эскизы А.В. Щусева, окончательных проектов не сохранилось. Пришлось провести большое исследование в архивах Москвы, Казани, Санкт-Петербурга, чтобы воссоздать облик и атмосферу, которые задумывал великий архитектор. Нижняя часть храма была засыпана землей, поэтому в начале его воссоздания были проведены археологические работы, которые позволили отыскать и сохранить остатки фундаментов и стен пещерной церкви. Кстати, были обретены и фрагменты белокаменного фундамента храма XVI века. Тогда же было найдено место обретения Казанской иконы Божией Матери.
- Главный декоративный акцент в интерьере пещерного храма – иконостасы, украшенные серебряной басмой. Как они создавались?
- Нам удалось отыскать рисунки орнаментов, разработанных Щусевым. Художники и искусствоведы ХПП Лаврентьевых на их основе разработали декор иконостасов. Он был выполнен на нашем производстве из серебряной басмы, как это и было изначально, и фрагментарно украшен золочением. Модели орнаментов согласовывались и утверждались искусствоведами Казани и Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви. В результате пещерный храм приобрел практически тот же облик, какой видела прмц. Елисавета.
Беседовала Алина Сергейчук
Назад к списку