Новости
- Единорог
- 06 Август 2019
- Держу удар, держу характер,И жду, когда настанет срок:Запечатлеется на карте
Крылатый зверь единорог,
И вдруг купальней Вифездою
Вскипит житейская вода,
И Вифлеемскою звездою
Бог поведет меня туда,
Где нет тревоги и печали,
Где воздух травами пьянит,
Где каждый шаг, что был в начале,
Христовой Кровию омыт. - Читая о святых...
- 06 Август 2019
Никогда мне такою не стать,
Для чего же мне грезится это?
Благодать неземного рассвета,
И молитва, полёту подстать,
И жестокой цены торжество,
И победы Креста вдохновенье,
И небесное Ангелов пенье...
Для чего? Для чего? Для чего?!
Мне до первой ступени идти -
Лет пятьсот (жизнь такой не бывает),
А душа вдруг в мечты улетает -
Это, право, довольно смешно...
Но, быть может, мне это дано,
Чтобы я на пути не дремала
Чтоб, себя же стыдясь, хоть помалу
Я страстей выводила клеймо.- Все новости
Объявления
- Авторские права
- 18 Июль 2011
Дорогие друзья!
Если Вы хотите перепечатать что-то из моих произведений - пишите мне на электронный адрес alina_elena@bk.ru - думаю, мы найдем общий язык.
- Все объявления
! Новая редакция Положения о наградах Русской Православной Церкви: основные отличия
Одним из важнейших событий церковной жизни в 2017 году стал Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Одним из его деяний – не самым заметным, но значимым для наших читателей, стала новая редакция Положения о наградах Русской Православной Церкви. Приведем его основные отличия от предыдущей редакции.
Изменилась последовательность присвоения наград. Были уточнены некоторые моменты. Появились новые награды – точнее, новые требования к некоторым деталям облачения. Но – обо всем по порядку.
Архиереи
Положением определено, что «Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию». Также «Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания». Из приведенного следует, что любой епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию, теперь автоматически удостаивается сана архиепископа.
Расширился круг представителей Священноначалия, имеющих право ношения двух панагий. Положение от 2008 года гласило, что: «Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всей Японии».
Согласно Положению 2017 года: «Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви.
Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит».
Священство
Наибольшее число изменений коснулось отличий, присваиваемых священникам.
1. Наперсный крест.
Ранее Положение о наградах гласило, что «Награждение наперсным крестом производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих — набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет». Между тем, на практике, священник начинал носить крест – более простой – сразу по рукоположении.
Теперь эта двусмысленность удалена: «восьмиконечный наперсный иерейский крест серебряного цвета возлагается на пресвитера при рукоположении».
Но появляется новая награда: «Право ношения наперсного креста золотого цвета. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через четыре года после награждения правом ношения камилавки (для иеромонахов и священноиноков — не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения набедренника)».
Эта новость особенно важна и для священников, и для церковных ювелиров: батюшкам придется обзавестись крестами золотистого цвета. Интересно, что ранее в качестве наградного обычно использовали так называемый Павловский крест, изготовленный из серебра (или его имитации) и позолоченный. Теперь иереям, обладающим старинными крестами, с которых сошла позолота, видимо, придется обратиться к услугам реставраторов.
- Палица ранее давалась после протоиерейства, а теперь – до него: «Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста золотого цвета. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятнадцати лет».
- Крест с украшениями ранее возлагался на протоиерея – старое положение гласило: «Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения палицей» (палицу же возлагали на протоиерея, через пять лет после возведения в этот сан). Теперь «Награждение крестом с украшениями производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения палицы. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати лет».
- Возведение в сан протоиерея отныне «производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати пяти лет (иеромонахи и священноиноки не награждаются)». Ранее в сан протоиерея возводили до награждения крестом с украшениями и всего через десять лет служения в священном сане.
- В Положении появилась такая награда, как право ношения второго наперсного креста – ранее она не была предусмотрена, хотя на практике маститые протоиереи с двумя крестами встречались. Теперь «Награждение правом ношения второго наперсного креста с украшениями производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения митры. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятидесяти лет».
- Переместилось в очередности наград и право ношения митры: ранее ее возлагали на протоиерея еще до присвоения ему права служения с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни. Теперь Положение гласит: «Право ношения митры (для протоиереев), Возведение в сан архимандрита (для монашествующих клириков). Награждение производится указом Святейшего Патриарха за особые заслуги, но не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…». Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее сорока лет. Срок может быть сокращен в связи с назначением настоятелем кафедрального собора или наместником монастыря, священноархимандритом которого является епархиальный архиерей.
Диаконы
Коренным образом изменился статус протодиакона и архидиакона. Прежде архидиаконством отмечали за особые заслуги исключительно монашествующих диаконов, в то время, как в чин протодиакона возводили женатых носителей этого священного сана. Отныне оба чина доступны как монашествующим, так и женатым, но занимают последовательное положение:
«Возведение в сан протодиакона. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения камилавки. Продолжительность служения в священном сане должна составлять не менее двадцати лет (монашествующие клирики не награждаются). Исключением могут быть случаи особого ходатайства епархиального архиерея перед Святейшим Патриархом о награждении старших диаконов кафедральных соборов и особо значимых обителей.
Возведение в сан архидиакона. Награждение производится по инициативе Святейшего Патриарха независимо от продолжительности служения и предшествующих наград. Данной награды могут быть удостоены старшие протодиаконы Патриарших кафедральных соборов, старшие иеродиаконы в Лаврах, а также в особо значимых мужских ставропигиальных монастырях».
Женское монашество
Изменения коснулись не только носителей священного сана.
Теперь «За особые заслуги в трудах на благо Святой Церкви указом Святейшего Патриарха монахиня какого-либо монастыря, а также настоятельница архиерейского подворья может быть удостоена права ношения наперсного креста золотого цвета, которое сохраняется пожизненно» - ранее наперсный крест могла носить только игумения, но цвет его не регламентировался. Теперь же игумения носит только золотистый крест – либо крест с украшениями (как более высокую награду).
Ранее игумения по оставлении ею должности лишалась права ношения наперсного креста – теперь же оно сохраняется ею пожизненно.
Итак:
Богослужебно-иерархические награды для пресвитеров теперь присваиваются в следующем порядке:
- Право ношения набедренника;
- Право ношения камилавки;
- Право ношения наперсного креста золотого цвета;
- Право ношения палицы;
- Право ношения наперсного креста с украшениями;
- Возведение в сан протоиерея;
- Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы...»;
- Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш...»;
- Право ношения митры (для протоиереев), возведение в сан архимандрита (для иеромонахов и игуменов);
- Право ношения второго креста с украшениями
Из журнала "Церковный ювелир" № 61, вышел в декабре 2017 года, русиздат.рф
Назад к списку