Алина Сергейчук, православный литератор - Древние святые Христианства
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости

  • Единорог
  • 06 Август 2019
  • Держу удар, держу характер,
    И жду, когда настанет срок:
    Запечатлеется на карте
    Крылатый зверь единорог, 
    И вдруг купальней Вифездою
    Вскипит житейская вода,
    И Вифлеемскою звездою 
    Бог поведет меня туда,
    Где нет тревоги и печали,
    Где воздух травами пьянит, 
    Где каждый шаг, что был в начале, 
    Христовой Кровию омыт.
     
     
     
  • Читая о святых...
  • 06 Август 2019
  • Никогда мне такою не стать,
    Для чего же мне грезится это?
    Благодать неземного рассвета,
    И молитва, полёту подстать,
    И жестокой цены торжество,
    И победы Креста вдохновенье,
    И небесное Ангелов пенье...
    Для чего? Для чего? Для чего?!
    Мне до первой ступени идти - 
    Лет пятьсот (жизнь такой не бывает),
    А душа вдруг в мечты улетает -
    Это, право, довольно смешно...
    Но, быть может, мне это дано,
    Чтобы я на пути не дремала
    Чтоб, себя же стыдясь, хоть помалу
    Я страстей выводила клеймо.

Объявления

Древние святые Христианства

9 марта 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял долгожданное для многих решение: в месяцеслов были внесены имена угодников Божиих, просиявших в Западной Европе в древние времена – еще до отделения католиков, а тем более – протестантов.

 

Работа над возвращением памяти об этих святых в церковный обиход русского православия началась еще в ХХ столетии. У истоков ее стоял святитель Иоанн Шанхайский. Радея о памяти древних угодников Божиих, смиренный владыка Иоанн не мог и предполагать, что он сам будет прославлен во святых, но в России почитать его начнут не сразу, а лишь после установления канонического общения с Зарубежной Церковью.

После революции, оказавшись в эмиграции в разных странах, русские люди обнаружили там множество древних святых, о которых им не приходилось слышать на Родине. Возникал закономерный вопрос: можно ли молиться им – келейно и в храме? Выражением чаяний верующих стал доклад святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича) Архиерейскому собору РПЦЗ, сделанный им в 1950 году. В нем святитель отмечал, что далеко не все святые, прославленные Православной Церковью, официально почитаются во всех ее канонических частях. Ярким примером стал праведный Иоанн Русский – наш соотечественник, мученически исповедовавший верность Христу на территории Турции, куда он бы уведен в плен. На момент составления доклада он широко почитался в Греции, но не был известен в России. (Сегодня положение изменилось: память о праведном исповеднике Иоанне вернулась на Родину, где в честь него построено несколько храмов). 

Святитель Иоанн Шанхайский отмечал, что составление месяцесловов и внесение в них имен святых часто зависело от конкретных людей и исторических обстоятельств. Они многократно дополнялись. Более того, в святцах и житиях часто упоминается о целых сонмах подвижников, не названных поименно. Множество таких подвижников угодили Богу на Западе. «Здесь просияли многие мученики и подвижники, укрепляя Церковь… Отсутствие на Востоке песнопений и сведений о святом далеко не означает непризнания тем его святости. Ведь и чтимым на Востоке, просиявшим там святым далеко не всем составлены церковные службы».  

Возвращение памяти о святых – дело благочестия и справедливости. В самом деле: хорошо ли, что святой Патрикий (Патрик), просветитель Ирландии, так долго считался фольклорным персонажем, имя которого к тому же связывалось с нетрезвенным веселием, что это даже дало некоторым «ревнителям» повод смущаться в связи с его внесением в святцы? Тот, кто жертвенно послужил Христу, чисто проповедуя веру о Нем, и прославлен у Бога – может ли не почитаться христианами?

Установление почитания древних святых – прекрасный подарок многочисленным чадам Православной Церкви, чьи имена до сих пор не считались христианскими. Многие Эдуарды были вынуждены креститься с другими именами – и вот, не так давно стали все шире распространяться сведения о святом короле-мученике Эдварде, просветителе Британии. Безусловно, небесным покровителем христианина останется святой, в честь которого он наречен в Крещении – но как же приятно знать, что у тебя есть соименный угодник Божий!

Уж кто-кто, а автор этой статьи знает, о чем говорит. Да-да, недавно добрую весть получили и Алины, сделавшиеся столь многочисленными в России в последние десятилетия! И хотя это имя пока не внесено в месяцесловы, известно как минимум о двух древних мученицах, носивших его. Первая по времени – мученица Алина (в другой транскрипции – Елена) Испанская, пострадавшая в 304 году в старой Кастилье вместе со святой Центоллой. Частица ее мощей есть и в Русской Православной Церкви – в Свято-Ильинском монастыре г. Одессы.

Вторая – мученица дева Алина из Дильбека и Форета (Бельгия), отдавшая жизнь за веру около 640 года по Рождестве Христовом. Житие этой угодницы Божией не может не тронуть душу. Юная девушка, почти девочка, она была дочерью местного феодала – ревностного язычника. В окрестностях Дильбека в то время уже были христиане; в тайных храмах совершалась молитва. Один из новообращенных по своей пылкой ревности ко Христу даже попытался проповедовать правителю области – вплоть до того, что пригласил влиятельного Левольда на богослужение в свой домовый храм. Тот согласился, но служба не коснулась его души. Придя домой, он поделился с женой и дочерью – будущей мученицей – свежими впечатлениями, скептически отзываясь о Христианстве и превознося веру своих отцов. Чистая душа Алины была поражена услышанным. Ускользнув из родительского дома, девушка одна, через лес, бросилась к жилищу христианина. Там ее словно ожидали. Священник, находившийся в доме, рассказал ей о Спасителе и вскоре крестил. Алина стала постоянной участницей богослужений. Узнав об этом, отец пришел в ярость. Он приказал слугам бросить дочь в темницу. Алина оказала сопротивление – и намеренно ли, случайно ли – ей отсекли руку. От страшной раны девушка скончалась. Господь прославил Свою горячую и искреннюю служительницу: на ее могиле стали совершаться многочисленные исцелениям, видя которые, некоторое время спустя пришли к истинной вере и ее родители. Мученица Алина почитается православными разных стран: от родной ей Бельгии до США; в России же сведения о ней начали распространяться совсем недавно.    

В 2017 году в месяцеслов Русской Православной Церкви внесены имена пятнадцати святых. Среди них – древние мученики Бландина и Понтик, пострадавшие на арене римского амфитеатра во II столетии по Р.Х. Сведения о них сохранились в историческом труде Евсевия Кесарийского. Преподобная Женевьева (Геновефа) – покровительница Парижа и святитель Герман – епископ того же прекрасного города на Сене. Почитание святого Эдварда установлено в Русской Церкви еще ранее. Будем надеяться, что в богослужебный обиход будет входить память о все большем числе древних угодников Божиих – а значит, мы обретем еще больше ходатаев и молитвенников на небесах.

*************************************************************************************************************************************

«На Бландине… Христос показал, что ничтожное, незаметное и презренное у людей у Бога прославлено за любовь к Нему, проявленную не напоказ, а в действии. Боялись за нее все: и мы, и ее земная госпожа, сама бывшая в числе исповедников, считали, что у Бландины, по ее телесной слабости, не хватит сил на смелое исповедание. Она же исполнилась такой силы, что палачи, которые, сменяя друг друга, всячески ее мучили с утра до вечера, утомились и оставили се. Они признавались, что побеждены, и не знали, что еще делать; они удивлялись, как Бландина еще живет, хотя все тело у нее истерзано и представляет собой сплошную зияющую рану. По их утверждению, пытки одного вида достаточно, чтобы человек испустил дух, – не надо стольких и таких. Но блаженная, как настоящий борец, черпала новые силы в исповедании: она восстанавливала их, отдыхала, не чувствовала боли, повторяя: «Я христианка, у нас не делается ничего плохого».   

(Евсевий Кесарийский. Церковная история)

 

«Среди французских преподобных выделяется святая Геновефа… Преподобная Геновефа, родившаяся в 423 году и преставившаяся в 512 году, с детских лет отличалась набожностью и всю жизнь провела в молитве и крайнем воздержании. В детстве ее призвание провидел св. Герман Оксерский и благословил ее посвятить себя Богу. Духовно она была связана с преподобным Симеоном Столпником, знавшим о ней. Много чудес было совершено ею при жизни, из которых особенно славно спасение своими молитвами Парижа от Атиллы. Память о том чуде не только хранится в предании, но и отмечена колонной, сооруженной на месте, до коего дошел Атилла. Она считается покровительницей Парижа и Франции, и ни уничтожение ее мощей в революцию, ни борьба против веры не смогли прекратить этого почитания».

(Свт. Иоанн Шанхайский) 

Статья из журнала "Благоукраситель" № 59, вышел в июле 2017 г., сайт журнала: русиздат.рф


Назад к списку