Алина Сергейчук, православный литератор - Древние святые Христианства
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости

  • Новые статьи из наших журналов - "Благоукраситель" и др.
  • 10 Январь 2018
  • Вышел Рождественский номер журналов издательства "Русиздат", где я имею честь быть литературным редактором. По просьбам читателей копирую лучшие материалы из них и на этом сайте. Новые статьи буду отмечать восклицательным знаком в названии, чтобы их было лучше видно)

  • Снова про деда Мазая
  • 23 Ноябрь 2017
  • Жил был дедушка Мазай

    На пригорке над лесами.
    От воды зверье спасал -
    Это слышали вы сами.

    В половодье по лугам
    На большой дощатой лодке
    Плавал он. Известен был
    Даже в дальнем околотке:

    Все в тепле, а этот дед
    Лопоухих, косоглазых 
    Вызволяет много лет!
    И была охота лазать?!

    Переполнена лодья, 
    Бортовой волной качает.
    Зайцы мокрые дрожат
    И, конечно, унывают:

    "Ах, зачем так много нас
    В это утлое суденце 
    Понабилось в этот час?..
    И когда проглянет солнце? "

    Коршун над водой парит;
    Смотрит злобно, не мигая
    И Мазаю говорит 
    (На обед свой намекая):

    "Глупый, вредный старый дед!
    Ты куда же тащишь зайцев?! 
    На дворе твоем уже
    Не пройти от постояльцев!

    Выбирай на свой наряд
    Тех, что гладки и здоровы! 
    Ты же - в лодку всех подряд!
    Знаю, хочешь сшить обновы

    Из мохнатых серых шкур!
    И на это не сгодятся:
    Этот - тощ, а тот - понур;
    У того - глаза слезятся.

    У тебя в дому бедлам! 
    Это срам на всю деревню:
    Зайки, ежики - как хлам!
    Ты устроишь эпидемью!"

    Не ответил дед Мазай:
    Как он мог покинуть зайцев?
    Утеплил он свой сарай
    Для пушистых постояльцев,

    Им соломки постелил, 
    Да принёс погрызть капусты.
    Припечет, сойдет вода -
    Он на волю их отпустит.

Объявления

Древние святые Христианства

9 марта 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял долгожданное для многих решение: в месяцеслов были внесены имена угодников Божиих, просиявших в Западной Европе в древние времена – еще до отделения католиков, а тем более – протестантов.

 

Работа над возвращением памяти об этих святых в церковный обиход русского православия началась еще в ХХ столетии. У истоков ее стоял святитель Иоанн Шанхайский. Радея о памяти древних угодников Божиих, смиренный владыка Иоанн не мог и предполагать, что он сам будет прославлен во святых, но в России почитать его начнут не сразу, а лишь после установления канонического общения с Зарубежной Церковью.

После революции, оказавшись в эмиграции в разных странах, русские люди обнаружили там множество древних святых, о которых им не приходилось слышать на Родине. Возникал закономерный вопрос: можно ли молиться им – келейно и в храме? Выражением чаяний верующих стал доклад святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича) Архиерейскому собору РПЦЗ, сделанный им в 1950 году. В нем святитель отмечал, что далеко не все святые, прославленные Православной Церковью, официально почитаются во всех ее канонических частях. Ярким примером стал праведный Иоанн Русский – наш соотечественник, мученически исповедовавший верность Христу на территории Турции, куда он бы уведен в плен. На момент составления доклада он широко почитался в Греции, но не был известен в России. (Сегодня положение изменилось: память о праведном исповеднике Иоанне вернулась на Родину, где в честь него построено несколько храмов). 

Святитель Иоанн Шанхайский отмечал, что составление месяцесловов и внесение в них имен святых часто зависело от конкретных людей и исторических обстоятельств. Они многократно дополнялись. Более того, в святцах и житиях часто упоминается о целых сонмах подвижников, не названных поименно. Множество таких подвижников угодили Богу на Западе. «Здесь просияли многие мученики и подвижники, укрепляя Церковь… Отсутствие на Востоке песнопений и сведений о святом далеко не означает непризнания тем его святости. Ведь и чтимым на Востоке, просиявшим там святым далеко не всем составлены церковные службы».  

Возвращение памяти о святых – дело благочестия и справедливости. В самом деле: хорошо ли, что святой Патрикий (Патрик), просветитель Ирландии, так долго считался фольклорным персонажем, имя которого к тому же связывалось с нетрезвенным веселием, что это даже дало некоторым «ревнителям» повод смущаться в связи с его внесением в святцы? Тот, кто жертвенно послужил Христу, чисто проповедуя веру о Нем, и прославлен у Бога – может ли не почитаться христианами?

Установление почитания древних святых – прекрасный подарок многочисленным чадам Православной Церкви, чьи имена до сих пор не считались христианскими. Многие Эдуарды были вынуждены креститься с другими именами – и вот, не так давно стали все шире распространяться сведения о святом короле-мученике Эдварде, просветителе Британии. Безусловно, небесным покровителем христианина останется святой, в честь которого он наречен в Крещении – но как же приятно знать, что у тебя есть соименный угодник Божий!

Уж кто-кто, а автор этой статьи знает, о чем говорит. Да-да, недавно добрую весть получили и Алины, сделавшиеся столь многочисленными в России в последние десятилетия! И хотя это имя пока не внесено в месяцесловы, известно как минимум о двух древних мученицах, носивших его. Первая по времени – мученица Алина (в другой транскрипции – Елена) Испанская, пострадавшая в 304 году в старой Кастилье вместе со святой Центоллой. Частица ее мощей есть и в Русской Православной Церкви – в Свято-Ильинском монастыре г. Одессы.

Вторая – мученица дева Алина из Дильбека и Форета (Бельгия), отдавшая жизнь за веру около 640 года по Рождестве Христовом. Житие этой угодницы Божией не может не тронуть душу. Юная девушка, почти девочка, она была дочерью местного феодала – ревностного язычника. В окрестностях Дильбека в то время уже были христиане; в тайных храмах совершалась молитва. Один из новообращенных по своей пылкой ревности ко Христу даже попытался проповедовать правителю области – вплоть до того, что пригласил влиятельного Левольда на богослужение в свой домовый храм. Тот согласился, но служба не коснулась его души. Придя домой, он поделился с женой и дочерью – будущей мученицей – свежими впечатлениями, скептически отзываясь о Христианстве и превознося веру своих отцов. Чистая душа Алины была поражена услышанным. Ускользнув из родительского дома, девушка одна, через лес, бросилась к жилищу христианина. Там ее словно ожидали. Священник, находившийся в доме, рассказал ей о Спасителе и вскоре крестил. Алина стала постоянной участницей богослужений. Узнав об этом, отец пришел в ярость. Он приказал слугам бросить дочь в темницу. Алина оказала сопротивление – и намеренно ли, случайно ли – ей отсекли руку. От страшной раны девушка скончалась. Господь прославил Свою горячую и искреннюю служительницу: на ее могиле стали совершаться многочисленные исцелениям, видя которые, некоторое время спустя пришли к истинной вере и ее родители. Мученица Алина почитается православными разных стран: от родной ей Бельгии до США; в России же сведения о ней начали распространяться совсем недавно.    

В 2017 году в месяцеслов Русской Православной Церкви внесены имена пятнадцати святых. Среди них – древние мученики Бландина и Понтик, пострадавшие на арене римского амфитеатра во II столетии по Р.Х. Сведения о них сохранились в историческом труде Евсевия Кесарийского. Преподобная Женевьева (Геновефа) – покровительница Парижа и святитель Герман – епископ того же прекрасного города на Сене. Почитание святого Эдварда установлено в Русской Церкви еще ранее. Будем надеяться, что в богослужебный обиход будет входить память о все большем числе древних угодников Божиих – а значит, мы обретем еще больше ходатаев и молитвенников на небесах.

*************************************************************************************************************************************

«На Бландине… Христос показал, что ничтожное, незаметное и презренное у людей у Бога прославлено за любовь к Нему, проявленную не напоказ, а в действии. Боялись за нее все: и мы, и ее земная госпожа, сама бывшая в числе исповедников, считали, что у Бландины, по ее телесной слабости, не хватит сил на смелое исповедание. Она же исполнилась такой силы, что палачи, которые, сменяя друг друга, всячески ее мучили с утра до вечера, утомились и оставили се. Они признавались, что побеждены, и не знали, что еще делать; они удивлялись, как Бландина еще живет, хотя все тело у нее истерзано и представляет собой сплошную зияющую рану. По их утверждению, пытки одного вида достаточно, чтобы человек испустил дух, – не надо стольких и таких. Но блаженная, как настоящий борец, черпала новые силы в исповедании: она восстанавливала их, отдыхала, не чувствовала боли, повторяя: «Я христианка, у нас не делается ничего плохого».   

(Евсевий Кесарийский. Церковная история)

 

«Среди французских преподобных выделяется святая Геновефа… Преподобная Геновефа, родившаяся в 423 году и преставившаяся в 512 году, с детских лет отличалась набожностью и всю жизнь провела в молитве и крайнем воздержании. В детстве ее призвание провидел св. Герман Оксерский и благословил ее посвятить себя Богу. Духовно она была связана с преподобным Симеоном Столпником, знавшим о ней. Много чудес было совершено ею при жизни, из которых особенно славно спасение своими молитвами Парижа от Атиллы. Память о том чуде не только хранится в предании, но и отмечена колонной, сооруженной на месте, до коего дошел Атилла. Она считается покровительницей Парижа и Франции, и ни уничтожение ее мощей в революцию, ни борьба против веры не смогли прекратить этого почитания».

(Свт. Иоанн Шанхайский) 

Статья из журнала "Благоукраситель" № 59, вышел в июле 2017 г., сайт журнала: русиздат.рф


Назад к списку