Алина Сергейчук, православный литератор - Образы Новомучеников в иконографии
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости

  • Единорог
  • 06 Август 2019
  • Держу удар, держу характер,
    И жду, когда настанет срок:
    Запечатлеется на карте
    Крылатый зверь единорог, 
    И вдруг купальней Вифездою
    Вскипит житейская вода,
    И Вифлеемскою звездою 
    Бог поведет меня туда,
    Где нет тревоги и печали,
    Где воздух травами пьянит, 
    Где каждый шаг, что был в начале, 
    Христовой Кровию омыт.
     
     
     
  • Читая о святых...
  • 06 Август 2019
  • Никогда мне такою не стать,
    Для чего же мне грезится это?
    Благодать неземного рассвета,
    И молитва, полёту подстать,
    И жестокой цены торжество,
    И победы Креста вдохновенье,
    И небесное Ангелов пенье...
    Для чего? Для чего? Для чего?!
    Мне до первой ступени идти - 
    Лет пятьсот (жизнь такой не бывает),
    А душа вдруг в мечты улетает -
    Это, право, довольно смешно...
    Но, быть может, мне это дано,
    Чтобы я на пути не дремала
    Чтоб, себя же стыдясь, хоть помалу
    Я страстей выводила клеймо.

Объявления

Образы Новомучеников в иконографии

Почитание и увековечивание памяти тех, кто пострадал за веру во Христа в ХХ столетии – долг современных верующих. Ведь тех, кто не изучает ее уроки, история нередко заставляет «пересдавать экзамены».

Большая работа по увековечению  наследия Новомучеников ведется Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным университетом. Проводятся архивные изыскания, составляются жития.  Создана электронная База данных о новомучениках  и исповедниках Российских, хранящая сведения о более чем 32000 пострадавших за Христа в годы гонений. Художественные мастерские и Факультет Церковных Художеств  разрабатывают иконографию недавно прославленных святых, создают иконы, мозаичные панно, расписывают стены храмов фресками по сюжетам их подвигов.

Особый интерес представляют многофигурные композиции, посвященные соборам святых.

Икона собора Новомучеников, написанная к их канонизации в 2000 году, была создана художниками Православного Свято-Тихоновского  гуманитарного университета. Пожалуй, это первый и известнейший образ собора пострадавших за веру в России. Но – далеко не единственный.

В 2017 году мы отмечаем столетие двух значимых дат истории России: Октябрьской революции и Поместного собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в 1917–1918 годах и принявшего ряд судьбоносных решений, в частности – о восстановлении Патриаршества. Многие из участников Собора позднее отдали жизни за Христа или провели долгие годы в заключении, войдя в сонм святых  новомучеников  и  исповедников. Здание, где проходили заседания, Московский Епархиальный дом, распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было передано Свято-Тихоновскому Гуманитарному университету. Здесь  оборудованы два храма:  восстановлен свято-Владимирский храм и обустроен новый, освященный  в честь отцов Собора. Иконописцами Университета был разработан образ этих святых, на основе канонической иконографии изображения Вселенских Соборов. На иконе мы видим восседающего на Патриаршем престоле святителя Тихона (Белавина) и окружающий его сонм участников Собора. Их осеняет образ Державной Божией Матери. На заднем плане – изображение здания, в котором проходил Собор. Один из отцов, прпмч. Сергий (Шеин), секретарствовавший на Соборе, держит в руках свиток со словами «Днесь благодать Святага Духа нас собра». Композиция иконы не только иллюстрирует реальное историческое событие, но и говорит о соборном духе Церкви, о ее иерархичности и о том, что Церковь в своей полноте водима Духом Божиим.

Продолжая речь о храмах, освященных в историческом здании, где проходил Собор 1917 года, стоит упомянуть о росписи Соборной палаты и примыкающего к ней Свято-Владимирского храма. В этих росписях нашли свое место образы многих и многих Новомучеников, иконография значительной части которых была разработана впервые – по историческим фотографиям.

Заслуживает внимания образ Новомучеников, написанный к столетию начала гонений – к 2017 году. Он относится к иконографии «О Тебе радуется»: сонм святых предстоит Богоматери – Державной, образ Которой занимает центральное место в композиции. Под ним – церковный престол с раскрытой книгой, на втором плане – стилизованное изображение храма. В верхней части иконы мы видим изображение Небесных сил, что иллюстрирует истину единства земной и небесной Церкви. На этой иконе изображены многие из святых, пострадавших в начале гонений, а также прославленных в последние годы и не написанных на первом образе Собора Новомучеников. Среди них – мученик Евгений Боткин – врач, добровольно последовавший на смерть за Царской семьей, а также преподобномученицы села Пузо (Суворово) близ Дивеевского монастыря: святые Евдокия, Дария, Дария и Мария. В центре собора Новомучеников, как и на иконе письма 2000 года, – Царственные страстотерпцы, а также святой Патриарх Тихон.

Катынь в Смоленской области – место страдания многих и многих мучеников за веру, православных русских и поляков. Здесь возведен мемориальный комплекс и православный храм-памятник в честь Воскресения Христова. В его местном ряду иконостаса, написанного мастерами ПСТГУ, – образ собора Катынских страстотерпцев . Многие фигуры не подписаны – это безвестные страдальцы, имена которых известны Богу. «Кто ны разлучит от любви Божия» – начертано на свитке в руках одного из них. – «Иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Азъ пред отцем Моим» – словно отвечает ему надписание в раскрытой книге, которую держит в руках Спаситель, благословляющий мучеников.

Стоит взглянуть на образы мученика Александра Мюнхенского и священномученика Филумена – греческого архимандрита, пострадавшего на Святой Земле. Первый из них – сын русской и немца, православный юноша Александр Шморель, участвовал в сопротивлении Гитлеру в составе студенческой группы «Белая Роза». Писал и распространял листовки, в которых обличал Гитлера как предтечу антихриста. Любил Россию, считая ее своей Родиной. Был арестован гестапо, перенес многомесячное следствие, в ходе которого брал всю вину за деятельность организации на себя. С глубокой верой и молитвой принял свою участь. Был гильотинирован в возрасте 25 лет, исповедавшись и причастившись перед казнью. Прославлен Церковью в 2012 году.

Священномученик Филумен Святогробец нес свое служение в святом месте, почитаемом не только христианами, – у колодца Иакова в Сихеме (Израиль). Многократно он получал угрозы с требованиями немедленно покинуть место своего служения и убрать от колодца христианскую символику. Но священник оставался там, куда его поставила Церковь – при храме. 29 ноября 1979 года он был зверски убит: изуверы отсекли отцу Филумену пальцы правой руки, выкололи глаза и нанесли две крестообразных раны в лицо. Господь прославил Своего угодника нетлением мощей. 29 ноября 2009 года он был прославлен в лике святых.

 

Статья из журнала "Благоукраситель" № 61, вышел в октябре 2017 г, сайт журнала: русиздат.рф


Назад к списку