Алина Сергейчук, православный литератор - Образы Новомучеников в иконографии
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости

  • Новые статьи из наших журналов - "Благоукраситель" и др.
  • 10 Январь 2018
  • Вышел Рождественский номер журналов издательства "Русиздат", где я имею честь быть литературным редактором. По просьбам читателей копирую лучшие материалы из них и на этом сайте. Новые статьи буду отмечать восклицательным знаком в названии, чтобы их было лучше видно)

  • Снова про деда Мазая
  • 23 Ноябрь 2017
  • Жил был дедушка Мазай

    На пригорке над лесами.
    От воды зверье спасал -
    Это слышали вы сами.

    В половодье по лугам
    На большой дощатой лодке
    Плавал он. Известен был
    Даже в дальнем околотке:

    Все в тепле, а этот дед
    Лопоухих, косоглазых 
    Вызволяет много лет!
    И была охота лазать?!

    Переполнена лодья, 
    Бортовой волной качает.
    Зайцы мокрые дрожат
    И, конечно, унывают:

    "Ах, зачем так много нас
    В это утлое суденце 
    Понабилось в этот час?..
    И когда проглянет солнце? "

    Коршун над водой парит;
    Смотрит злобно, не мигая
    И Мазаю говорит 
    (На обед свой намекая):

    "Глупый, вредный старый дед!
    Ты куда же тащишь зайцев?! 
    На дворе твоем уже
    Не пройти от постояльцев!

    Выбирай на свой наряд
    Тех, что гладки и здоровы! 
    Ты же - в лодку всех подряд!
    Знаю, хочешь сшить обновы

    Из мохнатых серых шкур!
    И на это не сгодятся:
    Этот - тощ, а тот - понур;
    У того - глаза слезятся.

    У тебя в дому бедлам! 
    Это срам на всю деревню:
    Зайки, ежики - как хлам!
    Ты устроишь эпидемью!"

    Не ответил дед Мазай:
    Как он мог покинуть зайцев?
    Утеплил он свой сарай
    Для пушистых постояльцев,

    Им соломки постелил, 
    Да принёс погрызть капусты.
    Припечет, сойдет вода -
    Он на волю их отпустит.

Объявления

Образы Новомучеников в иконографии

Почитание и увековечивание памяти тех, кто пострадал за веру во Христа в ХХ столетии – долг современных верующих. Ведь тех, кто не изучает ее уроки, история нередко заставляет «пересдавать экзамены».

Большая работа по увековечению  наследия Новомучеников ведется Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным университетом. Проводятся архивные изыскания, составляются жития.  Создана электронная База данных о новомучениках  и исповедниках Российских, хранящая сведения о более чем 32000 пострадавших за Христа в годы гонений. Художественные мастерские и Факультет Церковных Художеств  разрабатывают иконографию недавно прославленных святых, создают иконы, мозаичные панно, расписывают стены храмов фресками по сюжетам их подвигов.

Особый интерес представляют многофигурные композиции, посвященные соборам святых.

Икона собора Новомучеников, написанная к их канонизации в 2000 году, была создана художниками Православного Свято-Тихоновского  гуманитарного университета. Пожалуй, это первый и известнейший образ собора пострадавших за веру в России. Но – далеко не единственный.

В 2017 году мы отмечаем столетие двух значимых дат истории России: Октябрьской революции и Поместного собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в 1917–1918 годах и принявшего ряд судьбоносных решений, в частности – о восстановлении Патриаршества. Многие из участников Собора позднее отдали жизни за Христа или провели долгие годы в заключении, войдя в сонм святых  новомучеников  и  исповедников. Здание, где проходили заседания, Московский Епархиальный дом, распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было передано Свято-Тихоновскому Гуманитарному университету. Здесь  оборудованы два храма:  восстановлен свято-Владимирский храм и обустроен новый, освященный  в честь отцов Собора. Иконописцами Университета был разработан образ этих святых, на основе канонической иконографии изображения Вселенских Соборов. На иконе мы видим восседающего на Патриаршем престоле святителя Тихона (Белавина) и окружающий его сонм участников Собора. Их осеняет образ Державной Божией Матери. На заднем плане – изображение здания, в котором проходил Собор. Один из отцов, прпмч. Сергий (Шеин), секретарствовавший на Соборе, держит в руках свиток со словами «Днесь благодать Святага Духа нас собра». Композиция иконы не только иллюстрирует реальное историческое событие, но и говорит о соборном духе Церкви, о ее иерархичности и о том, что Церковь в своей полноте водима Духом Божиим.

Продолжая речь о храмах, освященных в историческом здании, где проходил Собор 1917 года, стоит упомянуть о росписи Соборной палаты и примыкающего к ней Свято-Владимирского храма. В этих росписях нашли свое место образы многих и многих Новомучеников, иконография значительной части которых была разработана впервые – по историческим фотографиям.

Заслуживает внимания образ Новомучеников, написанный к столетию начала гонений – к 2017 году. Он относится к иконографии «О Тебе радуется»: сонм святых предстоит Богоматери – Державной, образ Которой занимает центральное место в композиции. Под ним – церковный престол с раскрытой книгой, на втором плане – стилизованное изображение храма. В верхней части иконы мы видим изображение Небесных сил, что иллюстрирует истину единства земной и небесной Церкви. На этой иконе изображены многие из святых, пострадавших в начале гонений, а также прославленных в последние годы и не написанных на первом образе Собора Новомучеников. Среди них – мученик Евгений Боткин – врач, добровольно последовавший на смерть за Царской семьей, а также преподобномученицы села Пузо (Суворово) близ Дивеевского монастыря: святые Евдокия, Дария, Дария и Мария. В центре собора Новомучеников, как и на иконе письма 2000 года, – Царственные страстотерпцы, а также святой Патриарх Тихон.

Катынь в Смоленской области – место страдания многих и многих мучеников за веру, православных русских и поляков. Здесь возведен мемориальный комплекс и православный храм-памятник в честь Воскресения Христова. В его местном ряду иконостаса, написанного мастерами ПСТГУ, – образ собора Катынских страстотерпцев . Многие фигуры не подписаны – это безвестные страдальцы, имена которых известны Богу. «Кто ны разлучит от любви Божия» – начертано на свитке в руках одного из них. – «Иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Азъ пред отцем Моим» – словно отвечает ему надписание в раскрытой книге, которую держит в руках Спаситель, благословляющий мучеников.

Стоит взглянуть на образы мученика Александра Мюнхенского и священномученика Филумена – греческого архимандрита, пострадавшего на Святой Земле. Первый из них – сын русской и немца, православный юноша Александр Шморель, участвовал в сопротивлении Гитлеру в составе студенческой группы «Белая Роза». Писал и распространял листовки, в которых обличал Гитлера как предтечу антихриста. Любил Россию, считая ее своей Родиной. Был арестован гестапо, перенес многомесячное следствие, в ходе которого брал всю вину за деятельность организации на себя. С глубокой верой и молитвой принял свою участь. Был гильотинирован в возрасте 25 лет, исповедавшись и причастившись перед казнью. Прославлен Церковью в 2012 году.

Священномученик Филумен Святогробец нес свое служение в святом месте, почитаемом не только христианами, – у колодца Иакова в Сихеме (Израиль). Многократно он получал угрозы с требованиями немедленно покинуть место своего служения и убрать от колодца христианскую символику. Но священник оставался там, куда его поставила Церковь – при храме. 29 ноября 1979 года он был зверски убит: изуверы отсекли отцу Филумену пальцы правой руки, выкололи глаза и нанесли две крестообразных раны в лицо. Господь прославил Своего угодника нетлением мощей. 29 ноября 2009 года он был прославлен в лике святых.

 

Статья из журнала "Благоукраситель" № 61, вышел в октябре 2017 г, сайт журнала: русиздат.рф


Назад к списку