Алина Сергейчук, православный литератор - Император Николай II. Храмостроитель. Покровитель культуры. Страстотерпец
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости

  • Единорог
  • 06 Август 2019
  • Держу удар, держу характер,
    И жду, когда настанет срок:
    Запечатлеется на карте
    Крылатый зверь единорог, 
    И вдруг купальней Вифездою
    Вскипит житейская вода,
    И Вифлеемскою звездою 
    Бог поведет меня туда,
    Где нет тревоги и печали,
    Где воздух травами пьянит, 
    Где каждый шаг, что был в начале, 
    Христовой Кровию омыт.
     
     
     
  • Читая о святых...
  • 06 Август 2019
  • Никогда мне такою не стать,
    Для чего же мне грезится это?
    Благодать неземного рассвета,
    И молитва, полёту подстать,
    И жестокой цены торжество,
    И победы Креста вдохновенье,
    И небесное Ангелов пенье...
    Для чего? Для чего? Для чего?!
    Мне до первой ступени идти - 
    Лет пятьсот (жизнь такой не бывает),
    А душа вдруг в мечты улетает -
    Это, право, довольно смешно...
    Но, быть может, мне это дано,
    Чтобы я на пути не дремала
    Чтоб, себя же стыдясь, хоть помалу
    Я страстей выводила клеймо.

Объявления

Император Николай II. Храмостроитель. Покровитель культуры. Страстотерпец

Государь Николай II и его семья – не только ключевые фигуры русской политики конца XIX – начала XX столетий. И даже не только святые. В какой-то мере их образы архетипичны для всех сторон отечественной жизни – как своего, так и нашего времени. Они являются образцом – и ключом к пониманию многого. Последние царственные Романовы как «икона» сплоченной, благочестивой и проникнутой любовью семьи... Царь, возрождающий отечественную культуру, в том числе – и церковную, прославляющий святых, строящий храмы... Об этом направлении деятельности Государя хотелось бы поговорить подробнее.

 

...Конец XIX столетия. Эпоха модерна. Неорусский стиль. Щусев строит Покровский собор Марфо-Мариинской обители, Поленов и Васнецов – храм Спаса Нерукотворного в Абрамцево. Происходит открытие древнерусской иконы, которую наконец-то разглядели, очистив от многолетних слоев потемневшей олифы. Столичные ювелиры создают миниатюры, посвященные жизни русского крестьянства. По всей стране вырастают новые храмы и церковно-приходские школы. При дворе проходят балы в национальных костюмах. Идет возрождение русской культуры, жизни, веры... Национальная тема становится актуальной для художников и архитекторов... Но из какого зерна выросло это движение? Не все знают, что его вдохновителем, а зачастую – и меценатом был последний русский Царь.

Накануне революции церковное строительство и благоукрашение в нашей стране переживало подъем, зачастую превосходящий даже темпы роста, которые мы наблюдаем сегодня, при воссоздании разрушенных за годы безбожия святынь.

В этих направлениях работы Государя видятся мощные точки роста народного духа – и Бог весть, каких высот, в том числе, и духовных, могла достичь Россия, если бы не катастрофа, постигшая ее в 1917 году...

Вспомним, какое наследие получил император Николай II. Церковь в России со времен Петра I была подчинена государству. Синод возглавлял светский чиновник – обер-прокурор. Патриарха не было. Монастыри подчинялись штатному расписанию – а это значило, что обитель имеет право принять лишь строго определенное и, как правило, весьма ограниченное число насельников. Ко времени восшествия на престол будущего страстотерпца в Российской империи был 631 монастырь. За 20 лет его правления число обителей выросло почти вдвое – до 1120. Еще более поражает количество построенных при Государе Николае Александровиче храмов – 30 300. Отметим, что финансирование этого строительства в значительной мере производилось из государственной казны, а нередко – и из личных средств монарха.

Яркой иллюстрацией того, чем для Царя были православная вера и русская культура, является история возведения Феодровского собора и окружающего его городка в Царском селе. Вопрос о строительстве этого храма был поднят Императором вскоре после того, как в 1905 году он с Августейшей семьей переселились в Царское село на постоянное жительство. В 1909 году Государь лично указал место для будущего храма. Тогда же был создан комитет по строительству. Архитектор В.А. Покровский принял за образец Благовещенский собор Московского Кремля – древнюю моленную церковь русских царей в ее первоначальном виде и несколько переработал ее облик в духе древних Новгорода и Пскова. Строительство велось на средства Царя и Царицы, к которым прибавились пожертвования доброхотов – главным образом, купцов и промышленников. Государь вникал во все этапы строительства и лично присутствовал при  ключевых моментах: закладке первого камня, поднятии крестов и колоколов и т.п.

Белокаменный, украшенный в духе русской старины резьбой и росписями, собор стал одним из ярких образчиков неорусского стиля. Внутри он имел две церкви: верхнюю – в честь особой почитаемой Романовыми Феодоровской иконы Божией Матери и нижний, во имя прославленного незадолго до возведения храма преподобного Серафима Саровского. Высокий, с пятиярусным тябловым иконостасом, верхний храм напоминал кремлевские соборы. Нижний, который Государь с любовью именовал своей пещерной церковью, был камерным и уютным, располагающим к тихой сосредоточенной молитве.

Вслед за храмом был построен Федоровский городок – дома для церковных служителей. Здания были выдержаны в русском стиле; каждое из них несло самобытные черты зодчества какой-либо из исконных русских областей. Окружала городок красивая «крепостная» стена. Помимо практической функции, этот комплекс зданий был призван стать своеобразным музеем древнерусского искусства, памятником отечественной старине.

С началом Первой Мировой войны нарядный Федоровский городок сделался госпиталем для раненых где вместе с простыми сестрами трудились императрица Александра Феодоровна и ее дочери. Кстати, среди санитаров госпиталя был и юный поэт Сергей Есенин, которому довелось выступить со своими стихами перед Августейшими особами, сохранив об общении с ними теплые воспоминания.

Строительство Феодоровского собора и городка стало значимым событием для художественной общественности того времени. Именно вокруг него сформировалось Общество возрождения художественной Руси, в которое вошли А. М. и В. М. Васнецовы, И. Е. Репин, И. Я. Билибин, М. В. Нестеров, А. В. Щусев, Н. П. Лихачев, Н. К. Рерих. В Федоровском городке находилась штаб-квартира Общества, в его Трапезной палате проходили заседания, здесь собиралась коллекция церковной утвари, предметов отечественной старины и прикладного искусства. Помимо этого, члены Общества собирали сведения о народных промыслах и художественных школах. Таким образом, деятельность, направленная на возрождение исконной русской культуры, велась непосредственно в резиденции Царя, а значит – под его прямым покровительством. Об отношении Государя к этой деятельности свидетельствует запись, сделанная им в феврале 1917 года в гостевой книге Трапезной палаты Федоровского городка: «Осматривал с удовольствием постройки при Феодоровском Государевом соборе. Приветствую добрый почин в деле возрождения художественной красоты русского обихода. Спасибо всем потрудившимся. Бог в помощь вам и всем работникам в русском деле. Николай».

Знакомясь с деяниями последнего царствования, понимаешь, что Россия была на взлете. Но видимо, люди начинают бунтовать не тогда, когда они раздавлены тяготами жизни – в это время у них просто нет сил думать о чем-либо, кроме насущного хлеба. Революционные настроения пышнее всего расцветают, когда люди, и так имеющие немало, мечтают о большем – причем стремятся получить это немедленно. В начале ХХ века в Российской империи шел мощный рост экономики, численности и благосостояния народа, строились многочисленные школы и больницы. И все же: почему попустил Господь? Может быть, потому, что общество не соответствовало своему благочестивому Царю – свидетельством чего стали клевета и непонимание, обрушенные на него? 

В значительной мере осмысление революции 1917 года уже произведено и вошло в Предание Церкви благодаря канонизации в 2000 году сонма Новомучеников и Исповедников Российских и, в частности, Государя Императора Николая Александровича с семьей. В России и за рубежом строятся православные храмы во имя этих святых, пишутся их иконы. Почитание прославленных угодников Божиих является долгом послушания чад Церкви.

Почитая святого, мы не обязываемся идеализировать все его деяния. Канонизация – не признание государственных заслуг и не констатация полной безгрешности человека на протяжении всей его жизни (безгрешен только Бог, праведнику свойственно бороться со злом в своей душе и побеждать его с помощью Творца). Святость возрастает постепенно и, прославляя угодника Божия, Церковь констатирует факт, что этот человек достиг ее к концу жизни.

Страстотерпческий чин, к которому причислены император Николай и его семья, пожалуй, реже всех остальных встречается в святцах. Помимо них в нем состоят еще князья Борис и Глеб, иногда страстотерпцами именуют также благоверных князей Михаила Тверского и Игоря Черниговского. Страстотерпец – тот, кто с христианским смирением принял насильственную кончину, проявив незлобие и предав себя воле Божией. Чтобы достичь этого духовного уровня, требуется целожизненный подвиг очищения души, глубокая вера и верность Христу. «Разглядеть» подвиг страстотерпца сложнее, нежели явное мученичество, когда христианин умирает за исповедание своей веры. А потому в канонизации таких святых заметнее действие воли Божией, в случае с Царской семьей проявившееся в многочисленных чудесах и широком народном почитании, победившем в итоге все препоны и скептицизм.

Духовный образ святых Царственных страстотерпцев очень важен для возрождения веры в России – и не столько по политическим, сколько по духовным причинам. В частности, они являются образцом православной семьи, члены которой сохранили верность и любовь друг к другу во всех обстоятельствах: на вершинах власти и богатства, в суете государственных дел, в опасностях и тревогах, в болезни, изгнании, перед лицом самой смерти... Чтобы получить подтверждение этого, не обязательно скрупулезно изучать малоизвестные факты – достаточно ознакомиться с воспоминаниями приближенных к жизни Царской семьи лиц, с перепиской ее членов и, конечно, с записками Государыни, давно ставшими любимым чтением для многих христианок, видящих в ней образец супруги и матери. И может быть, распространившаяся сегодня в информационном пространстве клевета на эту святую семью и происходит от потери веры не только в Бога – но и в человека, в самую возможность пусть не святой – но порядочной, чистой жизни, которая еще не так давно воспринималась как норма... 

                                                                                    ***                      ***

Солнце садится за горизонт. Скоро наступит ночь, но небо еще светло, воздух прозрачен – и тот, кто наблюдал бы эту картину впервые, мог бы подумать, что ничто не предвещает тьмы. Исчез за горизонтом золотисто-огненный шар – но так ли много это значит?

Нечто подобное происходит, когда люди и целые народы отступают от Бога. Вера постепенно отходит на периферию жизни, а затем и вовсе исчезает, но все влияние этого на повседневность раскрывается не сразу...

ХХ столетие в России ознаменовалось великим кровопролитием, начавшимся после революции 1917 года, разрушением храмов, гонениями на Церковь, уничтожением традиционного уклада жизни всех слоев общества.

Плоды этого мы пожинаем и сегодня; по сей день идут споры о значении упомянутых нами событий и о духовном облике людей, в них участвовавших. В журнале, выходящем осенью 2017 года, мы не можем не уделить внимания этим фактам, персонам и дискуссиям... 

 

Из журнала "Благоукраситель" № 61, октябрь 2017 г. Сайт журнала: русиздат.рф


Назад к списку