Алина Сергейчук, православный литератор - Строительство храмов как аргумент веры
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости

  • Единорог
  • 06 Август 2019
  • Держу удар, держу характер,
    И жду, когда настанет срок:
    Запечатлеется на карте
    Крылатый зверь единорог, 
    И вдруг купальней Вифездою
    Вскипит житейская вода,
    И Вифлеемскою звездою 
    Бог поведет меня туда,
    Где нет тревоги и печали,
    Где воздух травами пьянит, 
    Где каждый шаг, что был в начале, 
    Христовой Кровию омыт.
     
     
     
  • Читая о святых...
  • 06 Август 2019
  • Никогда мне такою не стать,
    Для чего же мне грезится это?
    Благодать неземного рассвета,
    И молитва, полёту подстать,
    И жестокой цены торжество,
    И победы Креста вдохновенье,
    И небесное Ангелов пенье...
    Для чего? Для чего? Для чего?!
    Мне до первой ступени идти - 
    Лет пятьсот (жизнь такой не бывает),
    А душа вдруг в мечты улетает -
    Это, право, довольно смешно...
    Но, быть может, мне это дано,
    Чтобы я на пути не дремала
    Чтоб, себя же стыдясь, хоть помалу
    Я страстей выводила клеймо.

Объявления

Строительство храмов как аргумент веры

К словосочетанию «информационное общество» большинство из нас привыкли давно. Но зачастую мы даже не представляем, до какой степени наше общество информационно. Сколь большой вес в нем имеют громко сказанные слова и сколь незаметными зачастую остаются дела.

 

В интернете, а то и в печатных СМИ, периодически появляются утверждения, что Церковь теряет свой авторитет – мол, в девяностые люди тянулись в храмы, а сегодня... Тут и там раздаются громкие заявления противников строительства православных храмов: де, не трогайте наш парк (сквер, пустырь и т.п.), не нужно здесь культовое здание с колокольным звоном и отпеванием покойников – в соседнем районе одно уже стоит! В чем, в чем, а в искусстве транслировать свое мнение и выдавать его едва ли не за всеобщее противники веры преуспевают. Видимо, черпают навыки у своего незримого вдохновителя, имеющего опыт в «информационной войне» более длительный, нежели история человечества...

Но обратимся к фактам. Сколько храмов построено за последние двадцать пять лет? Согласно статистическим данным, приводимых различными источниками, сейчас возводится 250 – 300 храмов ежегодно, а в 90-е годы эта цифра была еще выше. С 1990 по 2015 годы в России построено или воссоздано около 25 000 храмов. И разве стоят эти храмы пустыми в воскресное утро? Сколько прихожан вмещает каждый из них? Все эти люди, собирающиеся по воскресеньям на Божественную Литургию – чада Церкви, а стало быть, число их многократно возросло и продолжает расти, вопреки заявлениям оппонентов.

Пожалуй, наиболее яркий (и вызывающий споры!) пример храмового строительства – знаменитая «Программа 200 в Москве». На сегодня по ней построено 34 храма, еще на 7 объектах завершены основные строительно-монтажные работы. Большинство храмов возводится в многолюдных районах, где до этого не было храма, либо существующие церковные здания не удовлетворяли потребностей верующих жителей. Например, храм праведного Иоанна Русского в Кунцево является единственным на обширный жилой массив. До возведения большого здания прихожане собирались на службы в маленькой деревянной церквушке, причем большинство оставалось стоять за ее пределами – во дворе. И это – в простые воскресные дни, что уж говорить о Пасхе или Богоявлении. Такая ситуация вполне типична как для «исконных» районов Москвы, так и для территорий, присоединенных к столице в 2012 году.

«Программа-200»

Многие храмы из «Программы-200» возведены там, где уже давно сформировались приходы и где богослужение много лет совершалось во временных малых церквях, а то и в вагончиках. Таковы храм Живоначальной Троицы в г. Троицк (община существовала с 2006 года, большой храм освящен в июле 2017), строящиеся храмы равноапостольных Кирилла и Мефодия в Ростокино (приход существует с 2005 г.), Живоначальной Троицы в Чертаново (приход действует с 2000 года) и многие, многие другие.

В районе Преображенское дело обстоит несколько иначе. Здесь много лет действовало несколько храмов: Ильинский приход в Черкизове и Преображенский в Богородском не закрывались даже в годы советской власти, функционирует Никольский приход на Преображенском кладбище. В соседних Сокольниках расположен известный необычной архитектурой и чудотворной Иверской иконой Воскресенский храм, также счастливо избежавший закрытия, и еще несколько православных приходов. Тем не менее, воссозданный по «Программе-200» храм Преображения на Преображенской площади сразу же заполнился верующими. Создан крепкий приход, при котором идет большая работа: действует воскресная школа, где преподают не только Закон Божий, но и, например, английский язык; работает лекторий и даже любительский театр. 

Вдали от больших городов

Безусловно, не все обстоит идеально. Проблемы были, есть и будут всегда – не в раю живем. В качестве одной из сложностей нередко называют состояние храмов в глубинке: де, в столице и крупных городах церкви строятся и реставрируются, а в отдалении от них – сколько стоит разрушенных древних зданий, в том числе – имеющих архитектурную ценность. Проблема эта действительно остра. Впрочем, следует понимать, что в первую очередь храмы открываются там, где они особенно нужны, то есть в тех местах, где есть люди. И как показывает практика, если среди этих людей находятся те, кто искренне и горячо желает ходить на службы – возможность обретается. Год назад мы опубликовали репортаж из сельского храма Успения, расположенного в поселке Рубцово, затерянном в лесах Кадыйского района Костромской области. При весьма скромном числе населения, состоящего в основном из пенсионеров, он функционирует и благоукрашается. Более того. Иерей Алексий Вавилкин, являющийся настоятелем, откликнулся на просьбу жителей соседней деревни Котлово, желающих открыть церковь у себя. Общими усилиями под храм переоборудовали пустовавшее много лет здание магазина. Приобрели небольшую главку с крестом, своими силами сделали скромный иконостас. Сегодня при вновь открытом Всехсвятском храме уже есть собственная звонница, колокола для которой помог приобрести один из партнеров нашего журнала.

Небогатые храмы составляют большинство среди приходов России. О них редко пишут и говорят – но именно там теплятся огоньки жизни, согревающие русскую глубинку, помогающие жителям деревень и поселков не погрузиться в море житейских невзгод.

Очень важно, чтобы производители церковной утвари и церковные строители ориентировались в своей работе и на них. И такие примеры есть. Беседуя с руководителями компаний, наряду с рассказами о благоукрашении «знаковых» соборов и монастырей, приходится слышать и такое: «Мы ориентированы на небогатый приход, поэтому стараемся максимально удешевить технологию при сохранении качества и красоты... Мы разработали проект, позволяющий построить церковное здание за небольшие деньги».

Один из примеров данного подхода – мастерские «Ортокс.ру», среди продукции которых значительная доля ориентирована именно на небогатый храм. Специалистами проведена большая работа по изучению технологий производства церковной утвари и потребностей храмов; на вооружение приняты наиболее экономичные способы работы, обеспечивающие при этом надежность и качество изделий. Налажены прямые поставки литургической утвари. И вот результат: евхаристический набор можно приобрести за 17 000 р., резной престол из дуба – за 60 000, наперсный крест из металла – за 6000 р., а деревянный наперсный крест – и вовсе за 4500 р. О своей ориентированности на приходы со скромными средствами не раз заявляли и «Товарищество реставраторов» А. Анисимова, и мастерские «Фотодеколь» С. Влезько, и иконописная мастерская «ТИП-Икон», и многие другие предприятия. Будем надеяться, что общими усилиями мы сможем помочь возрождению русских храмов – как в больших городах, так и в провинции.

Болит душа при виде разрушающихся церковных зданий, вокруг которых практически нет жителей или жители эти не имеют достаточно сил, чтобы организоваться для возрождения святыни. Особенно остро эта проблема стоит на Русском Севере, где еще сохранились, но уже находятся в критическом состоянии старинные деревянные церкви, многие из которых имеют уникальную архитектуру и убранство. К счастью, в наши дни находится все больше добровольцев, которые самоорганизуются на помощь гибнущим храмам. Наиболее известная организация таких добровольцев – «Общее дело», которое ежегодно организует по несколько десятков поездок для консервации и реставрации заброшенных церковных зданий. Большинство участников поездок отправляются на работы в свой отпуск или каникулы, подвигнутые зовом души. Помимо этого, с организацией сотрудничают некоторые церковные учебные заведения: в частности, Сретенская духовная семинария и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, учащиеся которых едут на помощь храмам. Участники экспедиций рассказывают, что там, где храмы стоят в деревнях, местные жители с радостью приходят помочь добровольцам. Завязывается доброе общение, беседы о вере. Так укрепляется единство страны: живым добрым разговором и совместным трудом приезжих москвичей и обитателей далекой деревни...    

Что бы ни говорили оппоненты, дела свидетельствуют, что вера в России жива и не идет на спад. Доказательство этому – храмы, строящиеся и возрождаемые в разных концах нашей земли.

 

Статья из журнала "Церковный строитель" №61, вышел в октябре 2017 г., сайт журнала: русиздат.рф


Назад к списку